вторник, 27 ноября 2012 г.

Якунина Лариса Николаевна Консультант департамента экономического развития, соискатель Российская Федерация, г.Ханты-Мансийск Соблюдение жилищных прав детей-сирот в Югре


Якунина Лариса Николаевна
Консультант департамента экономического
развития, соискатель
Российская Федерация, г.Ханты-Мансийск

Соблюдение жилищных прав детей-сирот в Югре

Финансирование  дополнительных гарантий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[1] (далее – Закон 159-ФЗ) осуществляется за счет  средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путем передачи субвенции на муниципальный  уровень в рамках реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  от 20.06.2006 № 60-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями»[2].

Показатель/год
2006 год
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
Объем средств, выделенных из бюджета субъекта РФ для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тыс. рублей
119 986,0
394 120,0
369 289,0
596 786,9
689918, 0
610 097,0
416835,5
Объем средств, выделенных из бюджета РФ для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тыс. рублей
0
27 265,1
31 863,0
52 403,5
10  001, 6
54  408,0

Численность детей имеющих право на получение жилого помещения в отчетном году с учетом задолженности прошлых лет, чел
416
591
507
393
458
384
268
Приобретено квартир для детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, чел.
78
189
413 *
375*
(на 01.01.10)
460
382

*с учетом строящегося жилья.

Наряду с положительной динамикой в Югре имеется ряд проблем, связанных с отсутствием в федеральном законодательстве ряда понятий и в связи с наличием противоречий в законодательных актах Российской Федерации, регулирующих правоотношения в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
На наш взгляд, отсутствие правового регулирования данных вопросов на федеральном уровне порождает проблему, связанную с определением субъекта Российской Федерации, который должен обеспечить  ребенка-сироту жилым помещением по достижении совершеннолетия при отсутствии «закрепленного жилого помещения»: по месту его выявления, по месту его постоянного проживания  на момент наступления совершеннолетия, либо по месту фактического проживания на момент обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения, вне зависимости от того,  в каком субъекте Российской Федерации  ребенок был выявлен и устроен под опеку либо в учреждение  для детей-сирот до достижения совершеннолетия.
При решении данного вопроса в автономном округе столкнулись с ростом количества лиц из числа детей-сирот, чьи права по внеочередному предоставлению жилого помещения не были реализованы на территории того субъекта Российской Федерации, где он был выявлен ребенком и (или) проживал до достижения совершеннолетия. Граждане указанной категории встают на регистрационный учет на территории автономного округа и обращаются  в суд  с исковым заявлением о предоставлении жилого помещения как лицам из числа детей-сирот. Судебная практика, сложившаяся на территории автономного округа, показывает, что в данной ситуации решения принимаются в пользу заявителя.
Та же ситуация наблюдается в связи с отсутствием понятия «закрепленное жилое помещение». Лица из числа детей-сирот, имеющие закрепленное жилое помещение, в судебном порядке приобретают право внеочередного его предоставления.
Вопросы   предоставления вне очереди  жилого помещения детям-сиротам,  детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа регулируются  статьями  71,  148 Семейного кодекса Российской Федерации,  статьей 8  Закона 159-ФЗ  и статьей 57   Жилищного кодекса Российской Федерации,  допускающими разночтения в их толковании и применении. 
В целом в Югре наблюдается положительная динамика по предоставлению жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения.




[1] ФЗ от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
[2] Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  от 20 июня 2006 № 60-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями»
pa� }"s a @�� �� f]> См.: Кучер А.Н. Теория и практика преддоговорного этапа: юридический аспект. М., 2005. С. 303.
[8] См.: Беляева О.А. Аукционы и конкурсы: комментарий судебно-арбитражной практики.
С. 7.

Комментариев нет:

Отправить комментарий