Якунина
Лариса Николаевна
Консультант
департамента экономического
развития,
соискатель
Российская
Федерация, г.Ханты-Мансийск
Соблюдение жилищных прав детей-сирот в Югре
Финансирование дополнительных гарантий по обеспечению
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в
соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»[1]
(далее – Закон 159-ФЗ) осуществляется за счет
средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путем
передачи субвенции на муниципальный
уровень в рамках реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа
- Югры от 20.06.2006 № 60-оз «О
наделении органов местного самоуправления муниципальных образований
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным
полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями»[2].
Показатель/год
|
2006 год
|
2007 год
|
2008 год
|
2009 год
|
2010 год
|
2011 год
|
2012 год
|
Объем средств,
выделенных из бюджета субъекта РФ для обеспечения жилыми помещениями
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тыс. рублей
|
119 986,0
|
394 120,0
|
369
289,0
|
596 786,9
|
689918,
0
|
610 097,0
|
416835,5
|
Объем средств,
выделенных из бюджета РФ для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, тыс. рублей
|
0
|
27 265,1
|
31 863,0
|
52 403,5
|
10 001, 6
|
54 408,0
|
|
Численность
детей имеющих право на получение жилого помещения в отчетном году с учетом
задолженности прошлых лет, чел
|
416
|
591
|
507
|
393
|
458
|
384
|
268
|
Приобретено
квартир для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, чел.
|
78
|
189
|
413
*
|
375*
(на
01.01.10)
|
460
|
382
|
|
*с учетом
строящегося жилья.
Наряду с
положительной динамикой в Югре имеется ряд проблем, связанных с отсутствием в
федеральном законодательстве ряда понятий и в связи с наличием противоречий в
законодательных актах Российской Федерации, регулирующих правоотношения в сфере
обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из их числа.
На наш взгляд,
отсутствие правового регулирования данных вопросов на федеральном уровне
порождает проблему, связанную с определением субъекта Российской Федерации,
который должен обеспечить ребенка-сироту
жилым помещением по достижении совершеннолетия при отсутствии «закрепленного
жилого помещения»: по месту его выявления, по месту его постоянного проживания на момент наступления совершеннолетия, либо
по месту фактического проживания на момент обращения с заявлением о
предоставлении жилого помещения, вне зависимости от того, в каком субъекте Российской Федерации ребенок был выявлен и устроен под опеку либо
в учреждение для детей-сирот до
достижения совершеннолетия.
При решении
данного вопроса в автономном округе
столкнулись с ростом количества лиц из числа детей-сирот, чьи права по
внеочередному предоставлению жилого помещения не были реализованы на территории
того субъекта Российской Федерации, где он был выявлен ребенком и (или)
проживал до достижения совершеннолетия. Граждане указанной категории встают на
регистрационный учет на территории автономного округа и обращаются в суд
с исковым заявлением о предоставлении жилого помещения как лицам из
числа детей-сирот. Судебная практика, сложившаяся на территории автономного
округа, показывает, что в данной ситуации решения принимаются в пользу
заявителя.
Та же ситуация наблюдается в связи с отсутствием понятия «закрепленное
жилое помещение». Лица из числа детей-сирот, имеющие закрепленное жилое
помещение, в судебном порядке приобретают право внеочередного его
предоставления.
Вопросы предоставления вне очереди жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей,
лицам из их числа регулируются
статьями 71, 148 Семейного кодекса Российской
Федерации, статьей 8 Закона 159-ФЗ
и статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, допускающими разночтения в их толковании и
применении.
В целом в Югре наблюдается
положительная динамика по предоставлению жилых помещений для детей сирот и
детей, оставшихся без попечения.
[1] ФЗ от
21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
[2] Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июня 2006 №
60-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным
полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями»
[8] См.: Беляева О.А. Аукционы и конкурсы: комментарий
судебно-арбитражной практики.
С. 7.
С. 7.
Комментариев нет:
Отправить комментарий