Абрамов Евгений
Игоревич,
Мордовский
государственный университет
им.Н.П.Огарева,
аспирант
Российская Федерация, г. Саранск
Особенности
требований законодательства в области учета энергоресурсов для населения
Сегодня одним из
приоритетных направлений выполнения программы энергосбережения и повышения
энергетической эффективности является оснащение объектов промышленного и жилого
назначения приборами учета энергоресурсов. Энергоэффективность представляет
собой снижение объемов потребления энергоресурсов предприятиями и населением
страны. Повышение энергоэффективности российской экономики за счет
рационализации потребления энергоресурсов, применения энергосберегающих технологий
и оборудования является одним из основных положений утвержденной в 2003 году
Энергетической стратегии России на период до 2020 года.
Регулирование
деятельности по оснащению приборами учета энергоресурсов осуществляется в
соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261 «Об
энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В
настоящее время учет энергоресурсов населением осуществляется по нормативам,
которые превышают фактическое потребление. Чтобы оплачивать исключительно
фактическое потребление, необходима установка приборов учета (общедомовых и
приборов с почасовым потреблением). Это,
несомненно, будет способствовать снижению
стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения. Однако здесь
возникает ряд проблем, главной из которых остается финансирование и соблюдение
законодательных требований по оснащению приборами учета.
Существует
около семи способов установки приборов учета:
1.Приобретение и установка приборов учёта за
счёт управляющей компании.
2.Приобретение
и установка приборов учёта за счёт ресурсоснабжающей компании.
3.Приобретение
и установка приборов учёта за счёт собственника жилья.
4.Приобретение и установка приборов учёта за
счёт Муниципального образования.
5.Приобретение
и установка приборов учёта за счёт энергосервисного контракта со
специализированной организацией.
6.Приобретение
и установка приборов учёта за счёт инвестиционной составляющей.
7.Приобретение
и установка приборов учёта за счёт ресурсоснабжающей организации в рамках
договоров купли-продажи энергетических ресурсов включающих условия
энергосервисного контракта.
Рассмотрим
порядок реализации, а также преимущества и недостатки каждого из представленных
способов.
Приобретение
и установка приборов учёта за счёт управляющей компании. Управляющая компания
приобретает приборы учёта за собственные средства или товарный кредит.
Устанавливает их своими силами, или путём привлечения третьих лиц за счёт
собственных средств. Собственник
жилья возмещает затраты управляющей компании путём ежемесячной оплаты,
включенной в квитанцию за предоставленные коммунальные услуги.
В
соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261 «Об
энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лицо,
ответственное за содержание
многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и
повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества
собственников помещений в многоквартирном доме.1
В
зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом
ответственным лицом является: управляющая организация, товарищество
собственников жилья в лице его председателя, либо представитель собственников
при непосредственном управлении.
Мероприятия
по энергосбережению и повышению энергетической эффективности могут быть
проведены:
-
путем заключения энергосервисного договора; 2
-
путем заключения договора купли-продажи, поставки, передачи энергетических
ресурсов, включающих в себя условия энергосервисного договора; 3
- за
счет собственных средств с последующим возмещением собственниками жилых домов.
Второй
способ – приобретение и установка приборов учёта за счёт ресурсоснабжающей
компании.
Ресурсоснабжающая
компания приобретает приборы учёта за собственные либо заёмные средства.
Ресурсоснабжающая компания устанавливает приборы учёта своими силами или путём
привлечения третьих лиц за счёт собственных средств. В этом случае управляющая
компания перечисляет ресурсоснабжающей
компании средства за установку приборов учёта, а собственник жилья возмещает
затраты ресурсоснабжающей компании путём ежемесячной оплаты, включенной в квитанцию
за предоставленные коммунальные услуги.
В соответствии Федеральным законом от 23
ноября 2009 г. № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической
эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» организации, которые осуществляют снабжение водой,
тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, обязаны осуществлять
деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых
энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они
осуществляют.1
Следующим
способом выступает приобретение и установка приборов учёта за счёт собственника
жилья. Собственник жилья не только
приобретает приборы учёта за собственные средства, но также устанавливает их
своими силами или путём привлечения подрядных организаций за счёт собственных
средств.
В
соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261 собственники
помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие
многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и
требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических
ресурсов. 2
Способ
приобретения и установки приборов учёта за счёт муниципального образования
предусматривает, что эта организация финансирует установку приборов учёта с
привлечением третьих лиц.
В
соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261 субъект
Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять за счет
средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета поддержку
отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку
приборов учета используемых энергетических ресурсов. В отношении муниципального
жилого фонда Администрация муниципального района выступает собственником
многоквартирных домов.1
Еще
один способ – это приобретение и установка приборов учёта за счёт
энергосервисного контракта со специализированной организацией. Энергосервисная
компания приобретает и устанавливает приборы учёта за собственные средства, а
управляющая компания возмещает энергосервисной компании затраты на установку
приборов учёта за счёт разницы между нормативными и фактически потреблёнными ресурсами. До факта
установления экономии в потреблении ресурса собственник жилья оплачивает
управляющей компании за предоставленные коммунальные услуги с применением
расчётных способов определения количества ресурсов.
В
соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261 одним из условий
энергосервисного договора может являться условие об обязанности исполнителя по
установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических
ресурсов.2
При
использовании способа приобретения и установки приборов учёта за счёт
инвестиционной составляющей ресурсоснабжающая компания осуществляет эти
действия за счёт инвестиционной надбавки. Управляющая
компания возвращает ресурсоснабжающей компании затраты на установку приборов
учёта за счёт той же надбавки, а собственник жилья оплачивает предоставленные
коммунальные услуги по тарифу с учётом инвестиционной надбавки.
Поясним,
что Федеральный закон №210 «Об основах
регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусматривает
утверждение инвестиционной программы комплексного развития коммунальной
инфраструктуры и установления надбавки к тарифам на товары и услуги организации
коммунального комплекса (ресурсоснабжающая организация).1
Последний
из обозначенных способов – приобретение и установка приборов учёта за счёт
ресурсоснабжающей организации в рамках договора купли-продажи энергетических
ресурсов, включающих условия энергосервисного контракта. В этом случае
ресурсоснабжающая компания приобретает и устанавливает приборы учёта за
собственные средства. Управляющая
компания возмещает ресурсоснабжающей компании затраты на установку приборов
учёта за счёт разницы между нормативными и фактически потреблёнными ресурсами. До факта
установления экономии в потреблении ресурса собственник жилья оплачивает
управляющей компании за предоставленные коммунальные услуги с применением
расчётных способов определения количества ресурсов.
В
соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261 по согласованию с
покупателем ресурсов и лицом, имеющим право на осуществление продажи, поставки,
передачи энергетических ресурсов такому покупателю, условия энергосервисного
договора могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи
энергетических ресурсов.2
Рассмотренные
способы установки приборов учета позволяют выявить преимущества и недостатки
каждого из них относительно трех субъектов – собственников многоквартирных
домов, ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний. Сравнительные
характеристики всех способов представлены в таблице 1.
Таблица 1 –
Преимущества и недостатки разных способов установки приборов учета
энергоресурсов для населения
Способ
установки приборов учета
|
Преимущества
|
Недостатки
|
||
За счёт управляющей
компании
|
Управляющая
компания
|
|||
Прозрачность в расчётах
сферы ЖКХ.
Фактическое потребление ресурсов.
|
Расходы на покупку,
проектирование и монтаж приборов учёта.
Убытки в размере 5,75 % в виде разницы между процентами по
кредиту и процентами по рассрочке от основной суммы кредита.
|
|||
Собственники
многоквартирного дома
|
||||
Рассрочка платежа на срок
не более
5 лет с процентами по ставке рефинансирования.
Оплата за фактическое потребление ресурсов.
Прозрачность в расчётах сферы ЖКХ.
|
Дополнительные финансовые
расходы на возмещение затрат управляющей компании по установке приборов
учёта.
Затраты на обслуживание приборов учёта.
|
|||
Ресурсоснабжающая
компания
|
||||
Фактический расход
ресурсов.
|
Отсутствуют.
|
|||
Муниципальное
образование
|
||||
Прозрачность в расчетах
сферы ЖКХ.
|
Отстутствуют
|
|||
За
счет ресурсоснабжающей компании
|
Управляющая
компания
|
|||
Прозрачность в расчётах
сферы ЖКХ
|
Отстутствуют
|
|||
Собственники
многоквартирного дома
|
||||
Рассрочка платежа на срок
не более
5 лет с процентами по ставке рефинансирования.
Оплата за фактическое потребление ресурсов.
Прозрачность в расчётах сферы ЖКХ.
|
Дополнительные финансовые
расходы на возмещение затрат управляющей компании по установке приборов
учёта.
Затраты на обслуживание приборов учёта.
|
|||
Ресурсоснабжающая
компания
|
||||
Фактический расход
ресурсов.
|
Расходы на покупку,
проектирование и монтаж приборов учёта.
Убытки в размере 5,75 % в
виде разницы между процентами по кредиту и процентами по рассрочке от
основной суммы кредита.
|
|||
Муниципальное
образование
|
||||
Прозрачность в расчетах
сферы ЖКХ.
|
Отстутствуют
|
|||
За
счёт собственника жилья
|
Управляющая
компания
|
|||
Прозрачность в расчётах
сферы ЖКХ
|
Отстутствуют
|
|||
Собственники
многоквартирного дома
|
||||
Отсутствует переплата
по процентам.
Фактическое потребление ресурсов.
Прозрачность в расчётах сферы ЖКХ.
|
Финансовые затраты на
проектирование покупку и монтаж приборов учета.
Затраты на обслуживание приборов учёта.
|
|||
Ресурсоснабжающая
компания
|
||||
Фактический расход
ресурсов.
|
Отсутствуют.
|
|||
Муниципальное
образование
|
||||
Прозрачность в расчетах
сферы ЖКХ.
|
Отстутствуют
|
|||
За
счёт муниципального образования
|
Управляющая
компания
|
|||
Прозрачность в расчётах
сферы ЖКХ
|
Отстутствуют
|
|||
Собственники
многоквартирного дома
|
||||
Отсутствует переплата
по процентам.
Фактическое потребление ресурсов.
Прозрачность в расчётах сферы ЖКХ.
|
Затраты на обслуживание
приборов учёта.
|
|||
Ресурсоснабжающая
компания
|
||||
Фактический расход
ресурсов.
|
Отсутствуют.
|
|||
Муниципальное
образование
|
||||
Прозрачность в расчетах
сферы ЖКХ.
|
Финансовые затраты на
проектирование покупку и монтаж приборов учета.
|
|||
За
счет энергосервисного контракта
|
Управляющая
компания
|
|||
Прозрачность в расчётах
сферы ЖКХ.
Отсутствуют затраты на
установку приборов учета.
|
Отстутствуют
|
|||
Собственники
многоквартирного дома
|
||||
Отсутствует прямые расходы
на установку приборов учета.
Фактическое потребление ресурсов.
Прозрачность в расчётах сферы ЖКХ.
|
Оплата по нормативам на
срок окупаемости приборов учета.
|
|||
Ресурсоснабжающая
компания
|
||||
Фактический расход
ресурсов.
|
Отсутствуют.
|
|||
Энергосервисная
компания
|
||||
Заключение контракта на
монтажные работы с последующим обслуживанием приборов учёта.
|
Расходы на покупку,
проектирование и монтаж приборов учёта за счёт собственных средств.
|
|||
За
счет инвестиционной надбавки
|
Управляющая
компания
|
|||
Прозрачность в расчётах
сферы ЖКХ.
Отсутствуют затраты на
установку приборов учета.
|
Отстутствуют
|
|||
Собственники
многоквартирного дома
|
||||
Фактическое потребление
ресурсов.
Прозрачность в расчётах сферы ЖКХ.
|
Увеличение тарифа за счет
инвестиционной надбавки.
|
|||
Ресурсоснабжающая
компания
|
||||
Фактический расход
ресурсов.
Возмещение расходов за
счет инвестиционной надбавки.
|
Расходы на покупку,
проектирование и монтаж приборов учета
за счет собственных средств.
Возмещение выпадающих
доходов в следующем периоде регулирования.
|
|||
Муниципальное
образование
|
||||
Прозрачность в расчетах
сферы ЖКХ.
|
Отсутствуют
|
|||
За
счет ресурсоснабжающей организации с условиями энергосервисного контракта.
|
Управляющая
компания
|
|||
Прозрачность в расчётах
сферы ЖКХ.
Отсутствуют затраты на
установку приборов учета.
|
Отстутствуют
|
|||
Собственники
многоквартирного дома
|
||||
Фактическое потребление
ресурсов.
Прозрачность в расчётах сферы ЖКХ.
|
Оплата по нормативам на
срок окупаемости приборов учета.
|
|||
Ресурсоснабжающая
компания
|
||||
Фактический расход
ресурсов.
Заключение контракта на
монтажные работы с последующим обслуживанием приборов учета.
|
Расходы на покупку,
проектирование и монтаж приборов учета
за счет собственных средств.
|
|||
Муниципальное
образование
|
||||
Прозрачность в расчетах
сферы ЖКХ.
|
Отсутствуют
|
|||
Проанализировав
перечисленные способы установки приборов учета можно выделить наиболее
рентабельные направления по сроку окупаемости и затратам.
Наименьший
срок окупаемости в двух случаях: когда приобретение и установка приборов учета
осуществляются за счет собственных средств собственников жилья и муниципального
образования.
Самый
выгодный способ для собственников жилья, из выше перечисленных, это
приобретение и установка приборов учета за счет муниципального образования, где
население не несет затрат на данное мероприятие и за счет инвестиционной
составляющей, где население получает беспроцентную рассрочку на 5 лет, в
пределах срока утвержденной инвестиционной программы. Повышение
энергоэффективности является скрытым резервом для динамичного роста экономики
за счет перераспределения высвобождающихся финансовых ресурсов, создания новых
высокотехнологичных производств.
1 Федеральный закон от 23 ноября
2009 г. № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и
о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
– ст. 12, п.4.
2 Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261
«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – ст. 12, п.4.
3 Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261
«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – ст. 20.
1 Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261
«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – ст. 13, п.9.
2
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261 «Об энергосбережении и о повышении
энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации» – ст.11, п.9.
1
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261 «Об энергосбережении и о повышении
энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации» – ст. 13,
п.11.
2
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261 «Об энергосбережении и о повышении
энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации» – ст. 19,
п.3.
1 Федеральный закон №210 от 30 декабря 2004 г. «Об основах
регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» - ст.11
2 Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261
«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – ст. 20, п.1.
Комментариев нет:
Отправить комментарий