Корешкова Анна Андреевна
Преподаватель кафедры гражданского права
ВСФ «Российская академия правосудия», аспирант,
Российская федерация, г. Иркутск
Действие
принципа свободы договора на стадии существования договорного обязательства
Гражданский
кодекс РФ (далее – ГК РФ) называет два основных принципа договорных отношений в
условиях рынка: принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ) и принцип его
обязательности (исполнимости) для сторон (ст. 425 ГК РФ). Принцип стабильности
обязательства отражен и в ст. 310 ГК РФ, которая закрепляет не допустимость
одностороннего отказа от исполнения обязательств и одностороннего изменения его
условий, за исключением случаев предусмотренных законом.
Некоторые авторы
придерживаются мнения, что о принципе свободы договора можно говорить только на
стадии его заключения, формирования обязательства, так как в момент его
существования действует уже не принцип свободы договора, а принцип, согласно
которому гражданско-правовые обязанности должны исполняться. Груздев В.В. считает, что действие принципа свободы договора в
отношении изменения и расторжения договора не согласуется с хорошо известным
правилом pactasundservanda (лат.
«обязательства должны соблюдаться»).[1] О.
А. Кузнецова утверждает, что «при изменении или расторжении договора можно
говорить лишь о свободе заключения соответствующего соглашения сторон,
направленного на прекращение договора».[2] С
учетом этого делается вывод о том, что «принцип свободы договора позволяет его
сторонам своим соглашением изменить или расторгнуть договор».[3]Аналогичное
мнение можно прочесть в судебной практике.[4]
В
противоположность первой точке зрения другая группа цивилистов выделяет свободу
расторжения и изменения договорав качестве отдельного элемента принципа свободы
договора, в том числе и право на односторонний отказ от исполнения договора,
когда он предусмотрен ГК РФ.[5]
Непосредственно
из ст. 421 ГК РФ не вытекает, что принцип свободы договора действует на стадии
существования договорного обязательства.
В указанной статье речь идет только о вопросах важных в момент
предшествующий заключению договора (свобода решения о заключении договор;
свобода выбора контрагента) и непосредственно на стадии его заключения
(формирование условий договора, выбор его формы, модели, вида и т.д.). Однако
согласно законодательному определению
договор – это «соглашение двух или нескольких лиц об установлении,
изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей»,[6] и
пока будет актуально данное соглашения между его сторонами, будет актуально
действие принципа свободы договора. Российской правовой системе не знаком
принцип свободы заключения договора, на территории РФ действует принцип,
включающий в себя более широкое содержание, – принцип свободы договора, в
котором свобода заключения является лишь одним из элементов.
Таким образом,
лица, которые могли своей согласованной волей создать договор, должны также
иметь возможность столь же свободно, согласовав свои воли, такой договор и
расторгнуть. Данное положение закреплено в п. 1 ст. 450 ГК РФ, на основании
которого стороны договора по своему соглашению имеют право изменить и
расторгнуть договор, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или
договором. Бесспорно, решение об
изменении и прекращении действия договора должно формироваться только исходя из
взаимного согласия сторон. Одна сторона выступает инициатором, ждет
положительный ответ от контрагента, и только совместным волевым актом договор
приобретает новые условия или расторгается.
Указанные
действия ни в коей мере не противоречат принципу стабильности обязательств. Ни
для одной из сторон в такой ситуации не происходить изменение или прекращение
договора помимо ее воли, по сравнению с последствиями использования
контрагентами права на односторонний отказ от его исполнения, что может
привести к дестабилизации договоров в целом. «Односторонний отказ от исполнения
договора представляет собой одностороннюю сделку, воля противоположной стороны
договора при ее совершении не учитывается».[7] В
связи с этим, использование такого права в сильной мере ограничено со стороны
законодателя. Нормы права, предоставляющие субъектам договора возможность
одностороннего отказа от исполнения договора, являются нормами специального
характера, исключениями из общего правила. Основаниями для отказа от договора
могут быть лишь случаи, прямо установленные законом.
Принцип свободы
договора, как указала М. А. Егорова, представляет собой не просто принцип
гражданского права, а норму-принцип, общего, универсального характера, действие
которой должно быть равным по отношению ко всем субъектам на всей территории
РФ.[8]
Принцип свободы договора – это принцип многогранной свободы не одного, а всех
участников договора. Целью действия свободы договора является не
непосредственное заключение договора, а сведение в единое целое интересов
отдельных лиц. Первоначальный интерес не во всех случаях полностью отразиться в
содержании договора. Здесь как раз идет речь об ограничении свободы каждого
субъекта договора свободой контрагента. Так и при принятии решения об изменении
и прекращении договора, абсолютная свобода одной стороны ограничена свободой
другой стороны. Иными словами, свобода договора реализуется только при условии
наличия согласованных воль двух или нескольких лиц, не зависимо от того,
направлены эти воли на формирование договорного отношения или на его изменение
и прекращение.
Когда мы говорим
об изменении или прекращении договора мы имеем
в виду изменение его содержания, в связи с этим свобода изменения и
прекращения договора тесно переплетается со свободой его содержания, свободой
сторон в формировании условий договора.
В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ, «условия договора определяются по
усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия
предписано законом или иными правовыми актами». Указанное правило должно
применяться и при изменении договора, его новые условия должны зависит от всех
сторон договора – этим подчеркивается взаимосвязь элементов принципа свободы
договора.
Таким образом,
принцип свободы договора распространяет свое действие на возможность изменения
и расторжения договора по соглашению сторон, однако ссылаться на
рассматриваемый принцип для отказа от договора в одностороннем порядке не
допустимо.
В соответствии с
вышеизложенным, принцип свободы договора не находится в противоречии с
принципом стабильности обязательств, принципом обязательности (исполнимости)
договора. Взаимные договоры предполагают обмен действиями между сторонами,
которые в свою очередь могут быть направлены на преобразование
обязательственных отношений. Удовлетворение требование одной из сторон изменить
или расторгнуть договор можно рассматривать не только как ограничение принципа
стабильности обязательств, но и как ограничение принципа свободы договора,
прописанного в нормах закона или согласованного сторонами в самом договоре.
Кроме того, большие полномочия в этом вопросе переданы законодателем на
усмотрение суда.
[1] См.: Груздев
В.В. Возникновение договорного обязательства по
российскому гражданскому праву: монография. М.: ВолтерсКлувер, 2010.
[2] Кузнецова О. А.
Применение судами принципа свободы договора// Вестник Пермского университета.
2009. Вып. 1 (3). С. 75.
[4] Постановление
Высшего арбитражного суда РФ от 13 августа 2002 г. № 10254/01 // Вестник
Высшего арбитражного суда РФ. 2002. № 11.
[5]См.: Щетинкина
М. Ю. Реализация и ограничение действия принципа свободы договора. Автореф.
дис. … канд.юрид.наук. М.,2009. С. 8.; Устинов Р. Е. Функциональная роль
принципа свободы договора//Вестник Челябинского государственного университета.
2008. № 8. С. 75.; Казанцев М.Ф. Свобода гражданско-правового договорного
регулирования как проявление свободы договора// «Черные дыры» в Российском
Законодательстве. Юридический журнал. М., 2008, № 1. С. 147-149.
[7]См.: Егорова М.А.
Односторонний отказ от исполнения гражданско-правового договора. 2-е изд.,
перераб. и доп. М.: Статут, 2010. 528 с.// СПС КонсультантПлюс.
Подчеркнем, что сказанное верно лишь для
процедуры приглашения делать предложения в силу статьи 437 ГК РФ, которая,
однако, не находит закрепления в закупочном законодательстве.
Осуществляющий закупку товаров, работ
или услуг заказчик размещает извещение о проведении запроса предложений, а
также документацию о запросе, частью которой является проект государственного
(муниципального) контракта. Извещение содержит все существенные условия
будущего контракта, кроме его цены. Одновременно с размещением извещения
заказчик вправе направить запрос предложений не менее чем трем лицам,
осуществляющим соответствующую предмету заказа деятельность. При этом заказчик
обязан направить запрос лицам, с которыми в течение 18 предыдущих месяцев,
заключал контракты с таким же объектом закупки, при условии, что указанные
контракты были исполнены без нарушений. Кроме того, в случае если до проведения
запроса предложений проводились процедуры закупок, признанные несостоявшимися,
заказчик обязан направить участникам таких процедур приглашения принять участие
в запросе предложений.
Лица, желающие заключить контракт, в
указанный в извещении срок направляют заказчику свою заявку, именуемую в законе
офертой. Данные заявки рассматриваются и оцениваются комиссией. Между тем
Законопроект о ФКС предусматривает двухэтапную процедуру проведения запроса
предложений.
Так, комиссия по рассмотрению
предложений в день вскрытия заявок оглашает участникам запроса наилучшее
предложение, поступившее заказчику, без объявления сделавшего такое предложение
участника. После этого все участники запроса предложений вправе в течение
следующего дня представить наилучшую и окончательную оферту в отношении всех
аспектов их предложений. Если все присутствующие на запросе предложений
участники отказались подавать оферты, то процедура запроса предложений
завершается. Отказ участников запроса предложений подавать окончательные оферты
фиксируется в протоколе запроса предложений.
Победителем в проведении запроса
предложений признается участник размещения заказа, подавший оферту, которая в
соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса,
наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика в товарах, работах,
услугах.
Государственный (муниципальный) контракт
заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса
предложений и предложением победителя. В случае если победитель в проведении
запроса котировок в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок,
не представил заказчику подписанный контракт, такой победитель признается
уклонившимся от заключения контракта.
В этой связи правовой режим запроса
предложений должен признаваться упрощенным аналогом конкурса, по аналогии с
запросом котировок, являющимся упрощенной формой аукциона. По нашему мнению, можно констатировать наличие всех основных
признаков торгов: опубликование извещения, подача участниками заявок (оферт),
оценка заявок комиссией и заключение договора с участником, предложившим
наилучшие условия. Помимо этого, при проведении государственных (муниципальных)
закупок запрашивающий предложения заказчик, аналогично конкурсной процедуре,
обязан заключить договор с победителем запроса, чего нет, в частности, в
запросе предложений в порядке статьи 437 ГК РФ.
Различия конкурса и запроса предложений
проявляются в законодательном установлении критериев возможности использования
данных процедур (конкурс может проводиться в любых закупках, а сфера применения
запроса предложений ограничена), а также в упрощенном порядке проведения
запроса предложений. Это выражено в отсутствии централизованного порядка оценки
поступивших предложений и отказа от балльной системы оценки.
Между тем в связи с возможностью
участников запроса предложений изменять свои заявки после оглашения
промежуточных итогов следует отметить определенное сходство запроса предложений
и двухэтапного конкурса.
Таким образом, извещение о запросе
предложений, аналогично извещению о запросе котировок, по своей правовой
природе является приглашением делать предложения (оферты) Соответственно,
поданные участниками предложения – это оферты, из которых обязательна к акцепту
та, которая соответствует требованиям извещения и документации, а также
содержит наилучшие условия удовлетворения нужд заказчика.
[1] Россия официально принята в ВТО, протокол о
вступлении подписан. Источник: http://ria.ru/economy/20111216/518597809.html.
Дата рецепции: 15.11.2012.
[2] Законопроект № 68702-6 «О федеральной контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Источник:
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=
68702-6. Дата рецепции: 15.11.2012.
68702-6. Дата рецепции: 15.11.2012.
[3] Постановление
ФАС Московского округа от 19.11.2007 по делу № А40-7464/07-55-74 // СПС
«Консультант Плюс»
[4] См.: Замечания общественного проекта «Роспил» на проект федерального закона
«О федеральной контрактной системе». Источник: http://rospil.info/news/p/912.
Дата рецепции: 15.11.2012.
[5] См. об этом: Беляева О.А. Приглашение делать предложения и торги: вопросы разграничения // Хозяйство и
право. 2009. № 11. С.
126-131.
[6] См.: Беляева О.А. Аукционы и конкурсы: комментарий
судебно-арбитражной практики. М., 2011. С. 4.
[7] См.: Кучер А.Н. Теория и практика преддоговорного
этапа: юридический аспект. М., 2005. С. 303.
[8] См.: Беляева О.А. Аукционы и конкурсы: комментарий
судебно-арбитражной практики.
С. 7.
С. 7.
Комментариев нет:
Отправить комментарий