вторник, 27 ноября 2012 г.

Захарова Мария Игоревна аспирант кафедры экономических наук, Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета, Российская Федерация, г. Иркутск Сравнительный анализ возможных путей развития экономики России после вступления во Всемирную торговую организацию


Захарова Мария Игоревна
аспирант кафедры экономических наук,
Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета,
Российская Федерация, г. Иркутск

Сравнительный анализ возможных путей развития экономики России после вступления во Всемирную торговую организацию


22 августа 2012 года вступил в силу протокол о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Переговоры об условиях присоединения  длились 18 лет. Россия стала 156-й страной-членом ВТО, международной организации, созданной в 1995 г. Цель создания ВТО - глобализация и либерализация мировой торговли, свобода движения капитала, рабочей силы, товаров и услуг. Страны-члены ВТО обязаны предоставлять друг другу режим взаимного наибольшего благоприятствования в торговле товарами и услугами иностранного производства, регулировать торговлю только тарифными методами, вести открытую торговую политику и др. В настоящее время ВТО регулирует около 95% мировой торговли.
Министерством экономического развития разработаны сценарии развития экономики России до 2030г. по одному из двух направлений – инновационный или энерго-сбытовой путь развития. С одной стороны, в связи с усилением конкуренции и открытием рынков, вступление в ВТО должно простимулировать развитие инновационной деятельности в России.Это, в частности, касается различных отраслей производства потребительских товаров, которые не являются конкурентоспособными.В  то же время, Россия является крупным экспортером сырьевых и энергетических ресурсов на мировой рынок. По данным Минэкономразвития, их доля  в структуре экспорта составляет около 70%  и вступление в ВТО дает множество возможностей для еще большего развития экспортных сырьевых и энергетическихрынков. Таким образом, встает актуальный вопрос: повышается ли заинтересованность и необходимость в развитии инновационной деятельности в Российской Федерации, в связи с вступлением во Всемирную торговую организацию или она будет продолжать идти по пути энерго-сырьевой модели.
Если Россия пойдет по пути инновационной экономики, и сырьевые отрасли перестанут доминировать,экономический рост будет обеспечиваться за счет развития производственных отраслей. Конкурентная борьба неизбежно усилиться. Снижение ставок импортных пошлин и импортных квот началось через месяц после вступления постановления в законную силу и касается  практически всех отраслей экономики, кроме добычи топливно-энергетического природного сырья. Лояльность потребителей к отечественным производителям потребительских товаров остается на очень низком уровне, а после прихода на рынок новых импортных товаров будет только снижаться. Равносильно это касается отраслей, испытывающих в настоящее время инвестиционный подъем. Например, свиноводства, производства молочной продукции и др. То есть для сохранения и укрепления своей конкурентоспособности на рынке эти отрасли нуждаются в развитии и коммерциализации инноваций. Снижение пошлин будет происходить поэтапно, окончательное установление их уровня произойдет через семь лет, то есть в 2019 г. Следовательно, у российских предприятий еще есть время, чтобы развить свою инновационную деятельность и успешно конкурировать с импортными товарами. Хотя  Всемирная торговая организация существенно ограничивает методы протекционизма экономики, но не запрещает его. Поэтому решение задач промышленной и аграрной политики может быть в рамках правил ВТО, при верно выбранном варианте пути.
Тем не менее,  в  «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Правительством РФ в декабре 2011 года нет ни одного упоминания о Всемирной торговой организации. Можно сделать вывод, что государственная политика в области инноваций не основывается на изменениях сопутствующих вступлению России в ВТО. Большинство предприятий не имеют информации, что именно необходимо сделать для того, чтобы успешно конкурировать в ВТО. Изменения не доведены до юридических и физических лиц, до регионов, удаленных от федерального центра, где экономические издержки могут быть в несколько раз ниже. Несмотря на то, что Министерство экономического развития проводило ряд конференций для различных отраслей, все они коснулись в основном центрального федерального округа.
В России только около 5% предприятий смогли модернизировать свое производство за последние 15 лет. Как правило, все они расположены в регионах с высокой стоимостью рабочей силы. Рост качества продукции и снижения цены – обязательные условия для усиления конкурентных позиций. Конкурентоспособность зависит также и от возможности доступа к заемным средствам. Для этого необходимо управлять финансовыми процессами в соответствии с требованиями ISO 9001:2008. Бухгалтерский и финансовый учет должен вестись по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и на основании руководства по глобальной финансовой отчетности (стандарт ISO 19011). Национальные и региональные органы сертификации товаров и услуг подлежат международной аккредитации, оказывают существенное влияние на товарные и финансовые потоки, предотвращая поступления на рынки некачественной продукции. В России же в настоящий момент сохраняется устаревшая система стандартизации, лицензирования и сертификации. По этой причине, российская экономика может еще очень продолжительное время отставать от экономик других стран. Мировые же банковские и финансовые системы переходят на стандарты Базель-2 и Базель-3, то есть внедряют эффективные методы управления кредитными, рыночными и операционными рисками, надзор за прозрачностью системы управления капиталом и достаточностью капитала. За счет необходимого финансирования инновационной деятельности повышается конкурентоспособность экономики страны.
Анализ мер нетарифного регулирования инновационной деятельности, используемых в практике и других стран-членов ВТО, демонстрирует, что для России перспективными являются следующие меры: государственные закупки, государственное финансирование НИОКР, субсидирование программ НИОКР через амортизационные и налоговые льготы, создание привлекательных условий для инвестиций в производство технически сложной продукции, научной и информационной инфраструктуры.
Что касается энерго-сырьевого пути развития, то в исследовании РАН «Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО» отмечается, что для развития этого направления вступление в ВТО выгодно. В качестве примера рассмотрим монопольное предприятие «Газпром». В настоящее время внутренние тарифы на газ в России намного ниже, чем внешние. Однако с вступлением в ВТО ситуация изменяется: могут быть выставлены требования (в том числе и в судебном порядке) выровнять внутренние и внешние цены на газ. Соответственно товарооборот от продажи газа на внутреннем рынке будет расти.
Зависимость экономики России от сырьевого экспорта только возрастала в течение последних 20 лет. В таких условиях переход на инновационный сценарий развития будет осуществить крайне сложно. Для создания действительно диверсифицированной инновационной экономики необходимо нарастить инвестиции, как частные, так и государственные и предпринять широкий ряд управленческих мер для ликвидации пробелов, которые были названы выше. В первую очередь это касается транспортной инфраструктуры и человеческого капитала. Специалисты Министерства экономического развития посчитали, что расходы государства и бизнеса на здравоохранение должны вырасти с 4,6% ВВП в 2010 году до 7,1% ВВП в 2030 году, на образование – с 5,2% ВВП в 2010 году до 7% ВВП, на науку – с 1,2% ВВП в 2010 году до 3% ВВП. Это сопоставимо с параметрами развитых стран. Тогда сырьевые отрасли перестанут доминировать и постепенно утратят свою важность для российского бюджета. Министерством экономического развития были рассчитаны также следующие показатели: энергоемкость ВВП к 2030 году снизится на 46% по сравнению с 2010 годом, а производительность труда за тот же период вырастет в 2,5 раза.  Рост экономики будет обеспечиваться за счет не сырьевых отраслей, рост ВВП составит 4,4% до 2030 года.Специалисты министерства экономического развития также прогнозирует мировые экономические кризисы в 2017-2019 гг. и в 2025-2027 гг.Доля российской экономики в структуре мирового ВВП повысится к 2030 году до 37% с 3% в 2010г. Уровень доходов в ВВП на душу населения к 2030 году возрастет до 90–95% уровня развитых стран.
Однако, как уже было проанализировано выше, переход на  инновационнуюмодель развития требует больших инвестиций. России не удастся избежать бюджетного дефицита, который, по расчетам специалистов Министерства экономического развития РФ будет колебаться на уровне 1,5–2% ВВП. Неизбежно и увеличение государственного долга до 20–25% ВВП.
На сегодняшний день энерго-сырьевая модель развития остается доминирующей, а нефтегазовый сектор ключевым в структуре ВВП. Как было проанализировано выше, условия вступления в ВТО скорее стимулируют этот путь развития, чем принятие сложных мер для инновационного пути развития и повышения конкурентоспособности российских предприятий. Если Россия будет продолжать энерго-сырьевой путь развития, то уже к 2015 году бюджетный дефицит ликвидируется. При этом отсутствует мотивация для развития инновационной деятельности, и Россия будет вынуждена опираться на импортные технологии и знания. Доля РФ при этом пути развития в мировом ВВП не превысит 3%. Доходы населения увеличатся максимум в два раза.
Федеральный бюджет России на 60% формируется за счет сырьевых отраслей. В таких условиях осуществить переход на инновационный путь развития очень сложно. Тем не менее,энерго-сырьевой путь развития непременно приведет к демотивации российской экономики. Тогда как инновационный путь развития, несмотря на сложность осуществления, будет способствовать усилению конкурентоспособности российских предприятий и приведет Россию к уровню экономически развитых стран.
Можно сделать вывод, что основная задача, стоящая перед экономикой России в связи с вступлением в ВТО заключается в том, чтобы максимально использовать выгоду от вступления во Всемирную торговую организацию и минимизировать риски. Реализация инициатив в ВТО требует минимум нескольких лет. Поэтому необходимо как можно точнее прогнозировать развитие экономики, чтобы эффективно инвестировать в инновации. Правильно оценить последствия членства в ВТО крайне сложно. Но основные меры по укреплению конкурентоспособности российских предприятий можно сформулировать следующим образом: использование многосторонних принципов, норм и правил соглашения о вступлении в ВТО позволяет развивать инновационную деятельность компаний, не нарушая прав других стран-членов ВТО. В контексте объявленного в России инновационного пути развития, энерго-сырьевая отрасль должна стать локомотивом для развития других отраслей и сфер экономики, с переходом на более высокий уровень технологий.
сше� 9 � � P� �ажного суда РФ. 2002. № 11.
[5]См.: Щетинкина М. Ю. Реализация и ограничение действия принципа свободы договора. Автореф. дис. … канд.юрид.наук. М.,2009. С. 8.; Устинов Р. Е. Функциональная роль принципа свободы договора//Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 8. С. 75.; Казанцев М.Ф. Свобода гражданско-правового договорного регулирования как проявление свободы договора// «Черные дыры» в Российском Законодательстве. Юридический журнал. М., 2008, № 1. С. 147-149.
[6]Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст.3301.
[7]См.: Егорова М.А. Односторонний отказ от исполнения гражданско-правового договора. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2010. 528 с.// СПС КонсультантПлюс.
[8]Там же.
��, � � P� @�� апрос предложений не всегда нацелен на выбор контрагента для заключения с ним конкретного договора, а будущий договор впоследствии может быть заключен даже с организацией, не принимавшей участия в самой процедуре запроса.
Подчеркнем, что сказанное верно лишь для процедуры приглашения делать предложения в силу статьи 437 ГК РФ, которая, однако, не находит закрепления в закупочном законодательстве.
Осуществляющий закупку товаров, работ или услуг заказчик размещает извещение о проведении запроса предложений, а также документацию о запросе, частью которой является проект государственного (муниципального) контракта. Извещение содержит все существенные условия будущего контракта, кроме его цены. Одновременно с размещением извещения заказчик вправе направить запрос предложений не менее чем трем лицам, осуществляющим соответствующую предмету заказа деятельность. При этом заказчик обязан направить запрос лицам, с которыми в течение 18 предыдущих месяцев, заключал контракты с таким же объектом закупки, при условии, что указанные контракты были исполнены без нарушений. Кроме того, в случае если до проведения запроса предложений проводились процедуры закупок, признанные несостоявшимися, заказчик обязан направить участникам таких процедур приглашения принять участие в запросе предложений.
Лица, желающие заключить контракт, в указанный в извещении срок направляют заказчику свою заявку, именуемую в законе офертой. Данные заявки рассматриваются и оцениваются комиссией. Между тем Законопроект о ФКС предусматривает двухэтапную процедуру проведения запроса предложений.
Так, комиссия по рассмотрению предложений в день вскрытия заявок оглашает участникам запроса наилучшее предложение, поступившее заказчику, без объявления сделавшего такое предложение участника. После этого все участники запроса предложений вправе в течение следующего дня представить наилучшую и окончательную оферту в отношении всех аспектов их предложений. Если все присутствующие на запросе предложений участники отказались подавать оферты, то процедура запроса предложений завершается. Отказ участников запроса предложений подавать окончательные оферты фиксируется в протоколе запроса предложений.
Победителем в проведении запроса предложений признается участник размещения заказа, подавший оферту, которая в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса, наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика в товарах, работах, услугах.
Государственный (муниципальный) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и предложением победителя. В случае если победитель в проведении запроса котировок в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, не представил заказчику подписанный контракт, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
В этой связи правовой режим запроса предложений должен признаваться упрощенным аналогом конкурса, по аналогии с запросом котировок, являющимся упрощенной формой аукциона. По нашему мнению, можно констатировать наличие всех основных признаков торгов: опубликование извещения, подача участниками заявок (оферт), оценка заявок комиссией и заключение договора с участником, предложившим наилучшие условия. Помимо этого, при проведении государственных (муниципальных) закупок запрашивающий предложения заказчик, аналогично конкурсной процедуре, обязан заключить договор с победителем запроса, чего нет, в частности, в запросе предложений в порядке статьи 437 ГК РФ.
Различия конкурса и запроса предложений проявляются в законодательном установлении критериев возможности использования данных процедур (конкурс может проводиться в любых закупках, а сфера применения запроса предложений ограничена), а также в упрощенном порядке проведения запроса предложений. Это выражено в отсутствии централизованного порядка оценки поступивших предложений и отказа от балльной системы оценки.
Между тем в связи с возможностью участников запроса предложений изменять свои заявки после оглашения промежуточных итогов следует отметить определенное сходство запроса предложений и двухэтапного конкурса.
Таким образом, извещение о запросе предложений, аналогично извещению о запросе котировок, по своей правовой природе является приглашением делать предложения (оферты) Соответственно, поданные участниками предложения – это оферты, из которых обязательна к акцепту та, которая соответствует требованиям извещения и документации, а также содержит наилучшие условия удовлетворения нужд заказчика.


[1] Россия официально принята в ВТО, протокол о вступлении подписан. Источник: http://ria.ru/economy/20111216/518597809.html. Дата рецепции: 15.11.2012.
[2] Законопроект № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Источник: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=
68702-6. Дата рецепции: 15.11.2012.
[3] Постановление ФАС Московского округа от 19.11.2007 по делу № А40-7464/07-55-74 // СПС «Консультант Плюс»
[4] См.: Замечания общественного проекта «Роспил» на проект федерального закона «О федеральной контрактной системе». Источник: http://rospil.info/news/p/912. Дата рецепции: 15.11.2012.
[5] См. об этом: Беляева О.А. Приглашение делать предложения и торги: вопросы разграничения // Хозяйство и право. 2009. № 11. С. 126-131.
[6] См.: Беляева О.А. Аукционы и конкурсы: комментарий судебно-арбитражной практики. М., 2011. С. 4.
[7] См.: Кучер А.Н. Теория и практика преддоговорного этапа: юридический аспект. М., 2005. С. 303.
[8] См.: Беляева О.А. Аукционы и конкурсы: комментарий судебно-арбитражной практики.
С. 7.

Комментариев нет:

Отправить комментарий